ДЕТСКАЯ ОБУВЬ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Главная / Статьи / Детская обувь для школьников


Профилактическая сменная обувь в школе для детей.


Стопа - чрезвычайно сложная и важная часть тела. Нарушение ее строения приводит к развитию плоскостопия, следствием которого могут быть головные боли и боли в стопе и голени. Часто плоскостопие сопровождается нарушениями осанки, деформациями позвоночника (сколиоз), варикозным расширением вен и др. Поэтому необходимо, начиная уже с детского возраста, уделять особое внимание профилактике деформаций стопы.

Какие же факторы, в том числе связанные с условиями обучения и воспитания детей, влияют на состояние свода стопы? Их делят на две группы: внутренние, которые определяются физиологическими закономерностями развития детского организма (сила мышц, эластичность связок, прочность костной ткани и др.), и внешние (нерациональная обувь, чрезмерная нагрузка на суставы при тяжелых ранцах, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки). Негативное влияние большинства факторов может быть предупреждено с помощью профилактических мероприятий в школе.


Семь основных признаков профилактической обуви для детей.

В данной статье речь пойдет о профилактической сменной школьной обуви, способствующей предупреждению деформации стопы. Каким же требованиям должна соответствовать такая обувь для школьников?

Во-первых, детская обувь должна соответствовать форме и размеру стопы. При этом в носочной части должен быть припуск 10 мм, учитывающий увеличение стопы за счет ее роста и влияния нагрузки во время ходьбы. Недопустимо носить обувь с зауженной носочной частью.

Во-вторых, подошва детской обуви должна быть достаточно гибкой, но не слишком мягкой, и невысокой. Недостаточная ее гибкость способствует быстрому утомлению мышц и их ослаблению. Кроме того, при жесткой подошве обувь «соскальзывает» с пятки, доставляя неудобства при ходьбе и требуя дополнительных напряжений мышц связок стопы. Для того чтобы проверить гибкость подошвы, следует поднять носочную часть обуви, удерживая пяточную. Если угол составляет 25 градусов, то гибкость можно считать достаточной. Недопустима также и слишком мягкая подошва, как например в чешках, поскольку не амортизирует удар пятки о жесткий грунт, пол, асфальт и др.

В-третьих, каблук обязателен. Его высота не должна превышать 20 мм для школьников 7-12 лет и 25 мм - для 13-17- летних подростков. Надо помнить, что каблук обуви для детей не должен быть высоким, поскольку в таком случае оказывается чрезмерной нагрузка на передний отдел стопы, что приводит к поперечному плоскостопию и отклонению большого пальца наружу.

В-четвертых, фиксированный задник для обеспечения прочной фиксации пяточной кости также обязателен. Это позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу (встречается чаще) или внутрь.

В-пятых, открытый носок летних туфель (босоножек, сандалий и др.), часто используемых в качестве сменной обуви, не способствует фиксированному положению стопы и поэтому носочная часть обуви для детей должна быть закрытой или полузакрытой.

В-шестых, для прочной фиксации стопы в детской обуви должны быть предусмотрены крепления. Их отсутствие повышает нагрузку на пальцы стопы и мышцы голени.

В-седьмых, конструкция детской обуви должна обеспечивать достаточный уровень воздухообмена. Его нарушение способствует расслаблению мышц и, как следствие этого, снижению свода стопы.


Наиболее часто используемые в качестве сменной обуви босоножки, летние туфли с зауженной носочной частью или на достаточно высоком каблуке и толстой подошве не соответствуют современным гигиеническим требованиям. При длительном же ношении кроссовок, столь популярных у подростков, нарушается температурно-влажностный режим, что вызывает расслабление мышц стопы и голени и снижение свода стопы.

Не соответствуют требованиям профилактической обуви и домашние тапочки, используемые в качестве сменной обуви школьниками младших классов. Мягкий задник тапочек не обеспечивает фиксации пяточной кости, а отсутствие крепления (ремешка) - достаточной фиксации стопы в обуви.

В дополнении к этим требованиям следует помнить, что использование в качестве сменной обуви старой, изношенной, порой не соответствующей размеру и форме стопы школьника, недопустимо. Длительное пребывание в такой обуви может принести непоправимый вред здоровью ребенка.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что большая роль в профилактике деформации стопы у школьников принадлежит образовательному учреждению. Каждая школа, и особенно начальная, должна организовать постоянную и эффективную систему контроля за сменной обувью школьников.


Упражнения для школьников и учителей

Упражнения, которые рекомендуется выполнять детям во время физминутки на уроке

1. Стоя, руки на поясе, стопы вместе, опора на пятки. Перекаты с пятки на носок и с носка на пятку.

2. Стоя, руки на поясе, левая нога на носке, правая на пятке. Смена положения носка и пятки.

3. Стоя, руки на поясе. Ходьба на месте сначала на носках, затем на пятках. Избегать жесткой постановки пятки, «идти» бесшумно.

4. Стоя на одной ноге, стопой другой вытянутой вперед ноги совершать круговые движения сначала в одном направлении, затем в другом. Для сохранения равновесия возможно придерживаться рукой за стол (парту). Затем выполнить те же движения другой ногой.

5-8. Упражнения 1-4 в положении сидя.

Упражнения, которые рекомендуется выполнять детям во внеурочное время (в перерывах между выполнениями домашних заданий, в свободное время в качестве игры или соревнований со сверстниками)

1. «Каток» - ребенок катает вперед-назад мяч (лучше массажный) или палку. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

2. «Разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу. Движениями пальцев стопы он старается подтащить под пятку расположенное на полу полотенце (салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

3. «Сборщик» - сидя на полу с согнутыми коленями, ребенок собирает ногой различные мелкие предметы, разложенные на полу и складывает в коробочку с невысокими бортиками. Другой ногой повторяет то же самое. Следует не допускать падения предметов при переносе.

4. То же в положении стоя.

5. «Художник» - ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

6. «Гусеница» - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.


Упражнения, которые рекомендуется выполнять педагогам (в перерыве между уроками, после уроков и т.д.)

Упражнения направлены на расслабление мышц нижних конечностей, выполняются без обуви. Каждое упражнение рекомендуется начинать и заканчивать поглаживаем икроножных мышц поочередными движениями правой и левой ладони снизу вверх.

1. Правое колено на стуле, руки на спинке стула. Левая нога свободно «висит». Потряхивание левой ногой 5-8 раз, затем правой.

2. Стоя на расстоянии вытянутых рук от стены (руки упираются в стену). Отвести выпрямленную левую ногу назад с опорой на всю стопу, правую согнуть в колене. Спина и вытянутая нога находятся на одной линии. Сгибая руки, медленно наклониться вперед к стене до ощущения растягивая мышц голени. Задержать положение на 5-7 секунд, затем поменять ноги.

3. Сидя на краю стула (лучше на полу), ноги вытянуты вперед с опорой на пятки, стопы вместе. Одновременно потянуть носки обеих ног на себя, задержать положение на 5-7 секунд, вернуться в исходное положение.

4. То же, носки врозь, пятки вместе.

5. То же, носки вместе, пятки врозь.

6-8. То же, носок правой ноги потянуть на себя, левой - от себя, поменять положение (5-8 раз).

9. Сидя на стуле, пятка одной ноги лежит на носке другой. Давлением пяткой на носок оказывается сопротивление подъему носка. Положение задерживается на 5-7 секунд с последующим расслаблением и 4-6 потряхиваниями стопой. То же выполняется для другой стопы.